[Унизм] [EN] [FR]

Источники

Вообще говоря, унизм в качестве последовательной идеологической платформы обязан вобрать в себя идеи, появлявшиеся в человеческой культуре на протяжении тысячелетий. Любая философия, говорящая о единственности, всеобщности и единстве мира становится неотъемлемой составной частью унизма. Но есть философские системы, которые выражают такого рода идеи наиболее ясно и недвусмысленно. Г. В. Ф. Гегель и Карл Маркс могут быть названы ближайшими философскими предшественниками унизма: первый из них создал метод последовательной трактовки универсальности в философии — второй показал, как этот метод должен использоваться последовательным образом. Можно заметить следы влияния на унизм философов европейской античности, французской философии Возрождения и раннего Просвещения (Пьер Гассенди, Дон Дешан) — и, конечно, влияние Баруха Спинозы. Свой отпечаток наложили также различные идейные течение Индии и Китая, особенно материалистического толка.

Большинство современных философий не дотягивает до уровня целостности классической философии. В XX веке фундаментальная проблема единства мира или сводится к пустому редукционизму, или вообще не рассматривается. В результате новые философии либо необоснованно расширяют область применимости специальных методологических принципов, либо подменяют философскую мысль непоследовательным, разбросанным, хаотичным, политически ангажированным словоблудием. Какие-то новые идеи предложены в рамках официального (весьма ограниченного) марксизма в бывшем СССР — в целом, однако, современная философия находится в застое, и поэтому она не оказала существенного влияния на развитие унизма. В конце XX столетия философы начали заново открывать для себя идеи диалектического и исторического материализма, все еще разбавленные концептуальной путаницей и псевдонаучным жаргоном.

Наука безусловно была для унизма одним из основных источников вдохновения. История науки показывает прекрасный пример иерархического развития, а иерархия науки — хорошая модель иерархичности вообще. В большинстве случав, однако, вклад науки в унизм был, скорее, отрицательным: попытки формализовать идею иерархии привели к отчетливому пониманию, что подобная формализация неосуществима без пересмотра самой логики формализации; принципы иерархической логики были найдены в ходе поиска границ применимости научного исследования. Никакая "метанаука" не может быть достаточно универсальной, чтобы стать философией — нужда в более широком базисе для унизма очевидна.

Изучение формальной логики и математики были особенно полезны для выработки логики унизма, иерархии классической, диалектической и диатетической логики. Рассмотрение оснований математики и многочисленных "альтернативных" и "нестандартных" логик приводит к мысли об иерархической природе формальной истины и необходимости большего внимания к ограничениям логического рассуждения и математических выводов.

Одним из важнейших источников унизма был интерес к психологии человека и животных. Нигде универсальная рефлективность иерархического развития не проявляет себя настолько отчетливо. Первоначально в центре внимания находилась психология восприятия искусства психологические аспекты творчества; позже работа коснулась практически всех областей современной психологии и частично психиатрии. Возникновение сознания в процессе естественного развития всегда было центральной проблемой философии унизма.

Компьютерные технологии во многом воздействовали на формирование унизма. История идей, развитие архитектуры оборудования и программного обеспечения, сетевые протоколы и распределенные вычисления — все это становится для унизма еще одной моделью фундаментальных процессов развития. Стремительный технологический прогресс в области информатики облегчает их наблюдение. Кроме того компьютеры стали универсальным средством моделирования; использование компьютеров заменяет простое созерцание активным овладением.

Наконец, унизм был бы невозможен без приложений в искусстве. Искусство очень разнообразно и динамично, оно позволяет быстро воплотить любую общую идею, хотя бы и в синкретичном виде, маскирующем лежащие в основе фундаментальные принципы.


[Унизм]